Один из самых распространенных вопросов, который задают мне родители — это какие возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста. В этой статье я подготовил ориентиры по развитию речи для каждого возраста.
Содержание:
- Что умеет ребенок к концу 1 года жизни?
- К какому специалисту стоит обратиться, если вас что-то беспокоит?
- Вашему ребенку 1,5 года
- Два года -первая фраза
- Что должно настораживать родителей в два года?
- 3 года — длинные фразы и ответы на вопросы
- 4 года — сюжетные игры
С чего начинается речь? Конечно же, не со слов, а с общения. Уже в 9 месяцев ребенок активно общается с окружающими людьми: улыбка, жесты, взгляд . И в этом же возрасте начинает формироваться понимание речи. То есть дети начинают постепенно понимать просьбы и обращение взрослого к ним.
Что умеет ребенок к концу 1 года жизни
К концу первого года жизни нужно обратить внимание на следующие навыки:
Контакт и невербальные ответы: взгляды, жесты, действия
Понимание речи, дети начинают отвечать на призывы взрослого.
Пример: ребенок откликается на имя, поворачивает голову, улыбается, смотрит на родителя, появляется готовность общаться.
Что должно насторожить внимательного родителя в возрасте одного года:
- ребенок хмурый, мало улыбается, сосредоточен;
- погружен в себя и мало обращается к внешнему;
- не обращает внимания на громкие звуки и шум вокруг;
- не проявляет интерес к близким взрослым;
То есть если не реагирует на звуки — не поворачивается, не реагирует — тревожный знак. Если не обращает внимания на свое имя — это тоже должно насторожить.
К какому специалисту стоит обращаться в подобной ситуации?
Начинать нужно с педиатра или невролога. Если маму что-то беспокоит, а врач советует ждать и ничего не делать, можно проконсультироваться с несколькими специалистами, чтобы получить точную картину. Возможно. в вашем окружении есть специалисты по раннему развитию.
Вашему малышу уже полтора года
С каждым днем он все лучше понимает речь. Легко выполняет несложные просьбы: достань, отнеси, принеси, смотри, пойдем читать книжку, найди собачку, покажи маму или папу.
Общение и контакт с ним становятся все лучше. Родителям не составляет труда понять, почему например, ребенок плачет. У ребенка очень развиты жесты, взгляды, действия. В этом возрасте родители часто говорят: он все понимает, но ничего не говорит.
Появляется имитация. Дети повторяют действия взрослых. Если ребенок заболел, и мама его полечила какими-то лекарствами. ребенок начинает повторять эти действия. Или мама открывает дверь ключом, ребенок повторяет.
Имитация становится в этом возрасте сильной стороной, родители говорят: ребенок за нами все повторяет.
Повторяет действия, а потом появляются новые жесты и движения, важные для общения. Например, машет ручкой: привет, пока. Или мотает головой: нет. Появляются первые слова, они еще очень простые: мама, папа, дай, да, нет. Слова состоят из одного-двух слогов, например “би-би” — машинка, “ам” — кушать.
Выполнение простых просьб: покажи, дай мне, подойди, сядь не должно составлять труда.
В этом возрасте очень важна игра. Игры с просматриванием книг, имитационные: посади куклу, покатай машинку и т.д. Это становится возможным, если есть понимание речи и имитация.
Если в полтора года есть проблемы с пониманием и контактом — нужно срочно обращаться к специалисту: педиатру, неврологу, дефектологу. И если есть трудности с повторением действий, движений — это обязательно нужно брать на заметку и задуматься, почему.
Два года — первая фраза
Считается, что именно два года — возраст, когда должны появиться фразы из двух-трех слов. Эти фразы могут быть очень простые: “мама, ам!” Но с каждым днем, их становится все больше, и они становятся более сложными, очень важно, чтобы ребенок их использовал для общения.
Большую роль в появлении фраз играет навык имитации. Раньше ребенок имитировал действия, а теперь начинает повторять слова, собирать в предложения и говорить фразами. Слов становится больше и больше . Имитация становится очень сильным навыком: дети повторяют действия, слова, жесты.
И активно развивается игра. Она становится более развернутой и процессуальной. То есть раньше были отдельные действия, а сейчас появились цепочки действий, простые сюжеты (игры с игрушками): мальчики раньше катали машину, а теперь заезжают в гараж, выезжают, едут по дороге, заправляются, кого-то сажают и едут опять в гараж. У девочек могут быть цепочки действий с куклами. Такая достаточно сложная для этого возраста игра становится возможной на основании понимания речи, повторения за взрослыми, развития понимания и мышления.
Конечно, если в два с лишним года еще нет фразы, нужно этим заняться. Задать вопрос: «Почему этого не происходит, что мешает?». Фразой можно считать сочетание двух и более слов между собой.
“Мама, ам” или “мама, дай”, “кати машинку” — это все фразы. Отсутствие такой фразы в два года — повод проконсультироваться со специалистом.
Но важно понимать, что все индивидуально. На развитие речи могут повлиять частые болезни в раннем возрасте или серьезное, длительно заболевание, как например, пневмония. Также, если было позднее развитие понимания речи, соответственно сдвинется появление фраз.
Поэтому, если в обиходе есть простые слова, которыми ребенок пользуется, а фраза не появилась — это задача. которую можно поставить. Важно не совершать типичных ошибок родителей особых детей.
Повод обратиться к специалистам:
- нет первых слов и простой фразы;
- нет понимания речи;
- трудности с контактом и общением;
Важно помнить — на все нужно время. Если сейчас нет контакта или понимания речи, на их появление нужно время — значит в дальнейшем задержка будет только расти. Если мама не может занять ребенка, найти с ним контакт и совместное занятие, также нужно время, чтобы эти навыки появились.
В этом возрасте при наличии проблем обращаемся к педиатру, неврологу. Можно обратиться к специалистам по раннему развитию. Ходим в школы раннего развития, часто толчок в развитии речи дает детский сад. Важную роль в помощи в развитии речи начинают играть педагоги. Также могут помочь психолог, логопед, дефектолог.
3 года — длинные фразы и ответы на вопросы
Речь ребенка становиться грамматически оформленной. Навык имитации в этом возрасте становится более сильным и крепким. Дети начинают начинают активно использовать предлоги, правильно употреблять окончания. Появляются распространенные предложения из трех и более слов.
Фразы ребенок использует в игре, быту, со знакомыми и незнакомыми людьми. Понимание речи становится настолько хорошим, что ребенок начинает понимать последовательность действий, растет уровень мышления и психических процессов, становится доступным понимание не только того что перед глазами и вокруг, но и в прошлом и будущем. Ребенок начинает понимать настроение, учится согласовывать свои действия с мнением окружающих. Общение выходит на уровень беседы. Дети задают много вопросов.
Обязательные навыки в этом возрасте — хороший контакт с близкими людьми, хорошее, понимание речи, использование предложений из нескольких слов, умение играть и радостно проводить время. .
4 года — сюжетные игры
Ребенок говорит уже очень хорошо. В его речи есть предложения из трех и более слов согласованных между собой.
Это время сложных сюжетно- ролевых игр, с пониманием причинно-следственных связей: больница, магазин, парикмахерская и др.. Ребенок с удовольствием берет на себя роли и следует им, например, больной и доктор, продавец и покупатель и т.д.
У логопедов появляется новая цель — коррекция звукопроизношения, наступает время определять и исправлять нарушенные звуки.
И если все еще нет каких-то из предыдущих навыков (контакта, понимание речи, игр с предметами и игрушкам), это серьезная проблема, так как на появление навыков нужно время, а оно ограничено. К школе ребенок должен не только развить речь, но и скорректировать произношение звуков, развить память, внимание, логическое мышление. На все это нужно время.
Скачать электронную книгу – «Путеводитель по речи». Эта книга написана для родителей детей, у которых есть сложности с развитием речи или с общением. Если у Вас родился ребенок. И Вас что-то беспокоит в его поведении, в развитии, то эта книга для Вас.
В заключение хочу пригласить вас принять участие в работе on-line школы развития речи «Круг общения».
Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе по ссылке.
- Эхолалия у детей — примеры из практики логопеда.
- Ребенок не хочет учиться, что делать, советы психолога.