Развивающие занятия с детьми – как сделать их эффективными

3
(2)

Развивающие занятия с детьми можно условно разделить на две группы — вне дома и «домашние». Вне дома это занятия со специалистом. Они регламентированы и четко выстроены по времени.

 Содержание

  • Время на занятиях с детьми: показатель, на который стоит обращать внимание
  • От чего зависит время выполнения задания
  • Эмоции как один из основных компонентов на занятиях
  • Как организовать занятия дома – 5 хитростей логопеда
  • Главный принцип в развивающих занятиях с детьми

  Время на занятиях с детьми: показатель, на который стоит обращать внимание

Развивающие занятия с детьми можно условно разделить на две группы — вне дома и «домашние». Вне дома это занятия со специалистом. Они регламентированы и четко выстроены по времени.

Занятия дома, как правило имеют не столь жесткую структуру, и по времени имеют меньше ограничений, поскольку ребенок и родители находятся на своей территории.

Так как каждое занятие регламентировано, пускай в большей или меньшей степени, вопрос о времени необходимо рассматривать в любом случае. И его необходимо строить в соответствии с тем, сколько минут тратится на то или иное упражнение.

Этот показатель тесно связан с контактом и понимаем речи. От того, насколько ребенку интересно и насколько хорошо он понимает поставленные перед ним задачи, зависит продолжительность и эффективность занятия.

Эффективность развивающих занятий с детьми дома, на мой взгляд может не уступать занятиям со специалистом. Важно, чтобы эти занятия были интересны ребенку и были комфортны родителям, которые с ним занимаются. Поскольку на результат занятия, на его качество, влияет эмоциональное состояние обоих сторон.

Пример очень простой – ребенок хочет играть и тянет маму или папу в комнату, а родители только пришли с работы, совершенно опустошенные и без сил… Очевидно игры в такой ситуации не получится, а уж про занятия, где порой приходиться прилагать усилия, и говорить не стоит.

Есть способы создать условия для всех участников, при которых время занятий и их продуктивность увеличивается, об этом и будет наша сегодняшняя статья.

От чего зависит время выполнения задания

На каждое занятие необходимо составить план, можно самостоятельно, но лучше при поддержке специалистов. План включает в себя:

  • перечень заданий, их очередность, так как иногда важно чередовать легкие и сложные задания внутри занятия, а заканчивать предпочтительней легким и приятным для ребенка;
  • перечень методических материалов, как профессиональных, так и домашних самоделок;
  • планируемый хронометраж;
  • систему фиксации изменений и успехов ребенка, поскольку важно подмечать даже маленькие успехи ребенка в выполнении заданий. Особенно те, что являлись для вас неожиданностью, поскольку они могут дать материал для серьезной корректировки занятий.

Для фиксации изменений можно завести отдельный дневник, в котором сразу после занятия записывать интересные и неожиданные результаты – новые слова, новые действия, новые освоенные навыки, неожиданные поступки и т.п.

Каждый вопрос на занятии, поставленный ребенку, предполагает, что необходимо подобрать правильный ответ. Исходя из уже имеющегося у него опыта и умения строить логические цепочки. Если вопрос слишком сложный для ребенка, то на поиск ответа уйдет намного больше времени, чем запланировано.

Чтобы выполнение одного задания длилось не больше, чем это предполагается планом, необходимо понятно его объяснить и донести до ребенка в той форме, которая будет для него наиболее интересной.

Важно, чтобы малыш хотел заниматься и прикладывал к этому усилия. Об этом более подробно описано в статье «Как заниматься с ребенком с задержкой речевого развития дома, если он не говорит совсем». Например, можно использовать наводящие вопросы – это позволит за небольшой промежуток времени переключиться с одной темы на другую.

Развивающие занятия с детьми следует начинать с общения, чтобы установить контакт. Как это сделать подробно описано в статье «Как наладить контакт с ребенком — несколько идей из методики floоrtime».

Затраченное на это время пойдет на пользу, так как ребенок будет чувствовать себя комфортно и старательнее будет выполнять все задания. Лучше преодолеть все сложности с общением в начале, чтобы не сталкиваться с ними постоянно – это позволит сэкономить время и успеть сделать больше.

Начинать занятие следует сразу, не стоит оттягивать время. Начать можно с приветствия и нескольких вопросов, которые помогут установить контакт. После этого нужно перейти непосредственно к занятию, которое должно быть структурированным, а на каждую форму упражнений следует выделить фиксированный промежуток времени.

Также очень важно удерживать внимание ребенка на протяжении всего занятия. В младшем дошкольном возрасте оптимальная длительность занятия составляет не более 15-20 минут, в более старшем возрасте – 30-45 минут.

Но для занятий с особыми детьми дома, длительность устанавливается индивидуально исходя из возможностей ребенка. Например, одни родители дома занимаются с ребенком по 5-10 минут, и так несколько раз за вечер. Ребенок не успевает утомиться и спокойно, заинтересованно участвует в таких занятиях.

Эмоции как один из основных компонентов на занятиях

На протяжении всего занятия ребенок испытывает определенные эмоции. В начале занятия малыш находится в определенном эмоциональном состоянии, которое зависит от многих факторов.

На это влияет настроение ребенка, его самочувствие и отношение к занятию, которое предстоит в ближайшее время. Поэтому необходимо настроить ребенка на продуктивную работу, вызвав у него при этом положительные эмоции.

Радость и удовольствие для эффективного взаимодействия с ребенком

Когда малыш испытывает радость, то все, что происходит вокруг него, воспринимается с позитивом. Ему захочется делать задания и упражнения, он будет хотеть стараться, и совершенствовать свои умения.

Кроме того, он будет получать удовольствие от процесса, а само по себе наличие радости является хорошим фундаментом для концентрации внимания. Детям, которые испытывают только хорошие эмоции, не придется по несколько раз объяснять одно и тоже, они быстрее воспринимают информацию.

Возможна также работа без эмоций, в нейтральном тоне, когда на занятиях все происходит как обычно. При этом задания могут быть не монотонными, а разнообразными. Хорошо ли это?

Такая форма работы имеет место быть, но у нее есть один существенный недостаток: работа без эмоций является скучной. От нее сложно получать удовольствие, а концентрация внимания рано или поздно будет потеряна.

Отрицательные эмоции – хорошо или плохо?

Утверждения о том, что только положительные эмоции могут способствовать продуктивной работе, являются ошибочными, так как в зависимости от ситуации возможен и другой вариант.

Ребенок может испытывать чувство стыда за то, что он не оправдает ожидания своих родителей, что он не сможет показать свои умения, это способствует его упорной работе над собой.

Также может быть чувство страха, что у него ничего не получится. Это происходит в том случае, когда он уже осознает свою проблему и осознанно хочет с ней бороться. В дошкольном и школьном возрасте появлению комплексов способствует окружение ребенка, а особенно – его ровесники, которые могут делать акцент на этом.

Однако использовать отрицательные эмоции нужно с большой осторожностью. Они уместны далеко не во всех ситуациях, так как из-за собственных страхов ребенок может закрываться и бояться делать попытки произнести те или иные звуки.

Конечно, если ребенок на занятии плачет или кричит во время выполнения задания, это означает что, либо задача для него слишком сложная. Либо уже не интересно, и ему просто надоело делать одно и то же. Либо он устал от выполнения заданий в целом, наступило утомление и нужен перерыв либо смена занятий.

Если ребенок испытывает положительные эмоции, занятие становится интересным для него, оно его привлекает. В таком случае увеличивается вероятность того, что ребенок будет сконцентрирован на поставленных перед ним задачах от начала и до конца.

Как организовать занятия дома – 5 хитростей логопеда.

Занятий со специалистом не достаточно для получения быстрого эффекта, поскольку сложно ездить каждый день, да и не у всех есть такая возможность. Поэтому родители предпочитают дополнительно проводить развивающие занятия с детьми дома. Обратная сторона этого процесса – ребенок не всегда слушается родителей также хорошо, как специалиста.

Несколько простых приемов позволят вам, сделать дома развивающие занятия с детьми интересными и веселыми.

1.) Меняйте среду. Если ребенок не хочет заниматься, можно попробовать перенести занятия в другую форму, в другом месте. Занимались за столом – перейдите на пол. Занимались на полу, попробуйте выйти во двор, на скамейку.

2.) Меняйте предмет занятий. Вместо письма, можно попробовать водить тонкой палочкой по манке или царапать узор на тесте для лепки. Считали пластиковые палочки – начинайте считать и есть орехи или кусочки фруктов.

3.) Добавляйте новые элементы в привычные игры. Придумывайте сами, фантазируйте. Например, нужно для развития артикуляции дуть в трубочку в кружку с мыльной водой и надувать пузыри. Иногда и это становится скучным.

А если немного поэкспериментировать, то можно подкрасить воду, можно из пены построить замок, можно посоревноваться, выдувать и складывать пену вдвоем – кто быстрее сделает большую горку и т.п.

4.) Комбинируйте. Если нужно развивать навык повторения слов или звуков, добавьте в это немного игры. Можно строить дом, на каждое слово по очереди ставить кубик в стену. Или строить башню – у кого выше, и у кого не упала.

5.) Изучайте любимое. Нужно научиться читать – учитесь читать имена любимых героев или названия мультфильмов. Комиксы с любимыми супер героями – высокий мотиватор для чтения мальчиков.

Одна мама распечатала названия мультиков и картинки с их героями на листе бумаги, получилось цветное “мультяшное меню”. Теперь малыш сам печатает с листа “мультяшного меню” названия мультика в поисковике, если хочет посмотреть его в сети, попутно запоминая буквы.

Главный принцип домашних занятий

Главное в домашних занятиях — это получать удовольствие.Надо встроить формальное действие (упражнение или задачу) в игровую «обертку». Снаружи все «сладкое», внутри все скучное.

Ребенок все равно не будет делать, то, что скучно, как бы его не заставляли. И все равно будет делать то, что весело — отвлекаться, играть, баловаться, как бы ему не запрещали. Так давайте направим его энергию, в нужное нам, и полезное ему русло.

Больше идей для игр и занятий всегда можно найти в нашей группе ВК или ФБ.

Выше я писал о планах развивающих занятий с детьми. План можно оформить в виде краткого недельного расписания, и повесить его на холодильник либо в коридоре, чтобы не забыть самому. Либо рядом с местом занятий, либо с местом, где хранятся учебные материалы.

Можно активней привлекать к процессу занятий папу. Например, выбрать с ним из списка несколько игр, которые и ему по душе. Сделать отдельный список игр для папы.

Игра с папой сама по себе праздник для ребенка, а если они станут хорошей семейной традицией. То и учебные задания в рамках традиций выполнять легче.

Материал для развивающих занятий лучше хранить отдельно, в коробке, либо ящике. Чтобы в любой момент можно легко и быстро все приготовить, не тратя время на поиски. Для папы можно сделать отдельный ящик или коробочку. И положить их рядом с папиным списком игр.

Можно в занятиях активно пользоваться современными устройствами – телефоном, планшетом, смартфоном и т.п. Можно записывать видео вместе с ребенком, делать фотографии.

Или научить его самого снимать ролики, потом вместе смотреть их. Он будет слышать свой голос, свою речь, развивать свой фонематический слух и стараться говорить лучше.

 

Купить вебинар «Секреты развития речи от логопеда-дефектолога». Вебинар о том, как вызвать появление первых звуков и слов у ребенка, как улучшить качество речи. Какие основные причины трудностей развития речи у детей и когда необходима помощь специалистов. Как родителям и специалистам быстрее преодолеть сложности с развитием речи у ребенка.

Заключение

Развитие речи – процесс ни одного или нескольких дней, и даже ни нескольких месяцев. Быстрых результатов ждать чаще всего не приходится. Раз уж так сложилась ситуация, что вы самостоятельно занимаетесь развитием речи своего ребенка. То настройтесь на длительную и системную работу.

Даже если вам кажется, что процесс остановился, и нет продвижения вперед. Просто радуйтесь времени, проведенному вместе с вашим ребенком. При регулярной и планомерной работе внутренние процессы все равно идут своим чередом.

В чем вы точно можете быть уверенны – все ваши достижения останутся с вами. Поскольку они результат длительных и серьезных усилий с вашей стороны. Это как подыматься в гору – даже если вы продвинулись лишь на 1 сантиметр вверх.

Вы уже прошли этот сантиметр, и путь наверх стал чуть-чуть меньше. Правильно организованные, регулярные развивающие занятия с детьми — лучшее средство для развития речи.

В заключение приглашаю вас принять участие в работе on-line школы развития «Круг общения».

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к onlineшколе по ссылке.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *